Почему реквием мог быть написан только женщиной матерью женой

Образ матери в произведении А.А. Ахматовой «Реквием» (Ахматова Анна)

Одной из центральных тем поэмы А.А. Ахматовой «Реквием» — материнская скорбь, как символ народной беды.

Бесспорно, образ матери в этой поэме собирательный: это не только личное горе самой Ахматовой, но и всех женщин, жен, матерей, переживающих страшные страдания от потери близких , которые стали жертвами репрессий в те страшные времена.

Каков же образ этой матери?

«. слезы хлынут»; «Словно с болью жизнь из сердца вынут. »;«Словно с болью жизнь из сердца вынут. » — эти строчки описывают боль, скорбь женщины ,у которой отняли самое дорогое, ее трагедию, несравнимую ни с чем.

«Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Бросалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой».

Это не крик, а вопль, исходящий из глубин души, выражающий страх, переживания матери за несоизмеримую боль за своего ребенка.

Однако Ахматова вместе с другими женщинами находит в себе силы и мужество, чтобы сопровождать своего ребенка до последней минут и разделить с ним страдания. Именно поэтому в поэме так значим образ Иисуса Христа и матери, стоявшей подле креста: «Ученик любимый каменел,/ А туда, где молча Мать стояла, /Так никто взглянуть и не посмел».

Внешне мать изменяется до неузнаваемости: скорбное застывшее лицо с глубокими морщинами, «опадают волосы. из-под век проглядывает страх. локоны из пепельных и черных серебряными делаются вдруг. ».

Горе не жалеет некогда красивых молодых женщин. За считанные мгновения они стареют на глазах.

Для Ахматовой образ матери не разделим со страданием, болью, невыносимым ожиданием и страшной тоской, которые истощали как физически, так и морально женщин того времени. Но, несмотря на это, мать, у которой отняли самое дорогое и с болью вырвали жизнь из сердца, продолжает жить. Это подвиг всех матерей, которые стали жертвами жестокого режима.

Таким образом, мать в поэме Ахматовой- простая женщина, совершившая подвиг. Обладая силой и мужеством, мать прошла все страшные пытки режима того времени, храня в сердце страшную боль и горе за самых близких себе людей.

Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»

Автор: Guru · 27.10.2017

(310 слов) Горькая судьба жертв сталинских репрессий не обошла и семью Анны Ахматовой. В 1920 году по идеологическим соображениям казнили ее первого супруга, Николая Гумилёва, а спустя годы был арестован их общий сын Лев без всяких оснований. Лишь за то, что имел такого отца. Построенная на автобиографии автора, поэма «Реквием» таит в себе трагедию целого народа.

История лирической героини поэмы, к сожалению, стала общей бедой многих женщин. В «Посвящении» Ахматова сразу обобщает образ матери, используя местоимение «мы». Все они – слабые, но не сломленные – стояли и в зной, и в холод перед воротами тюрьмы, будто памятники скорби и любви. Каждая строка оплакивает не только личную потерю Анны Андреевны, но и судьбу каждой семьи, разодранной на части в те страшные времена.

Чувства лирической героини меняются на протяжении поэмы. Слёзы, борьба и непонимание, звучащие в начале «Реквиема», заменяются усталостью, бессилием, одиночеством, безумием. Жизнь матери без сына теряет всякий смысл, но ей хватает мужества пройти этот страшный путь, что органично сплетается с библейскими мотивами. В «Распятии», десятой части поэмы, Ахматова описывает, как Богоматерь сопровождала Иисуса Христа в его мучениях. Люди, которые кричали наперебой «Распни его!», не смели даже взглянуть в сторону матери, потерявшей сына. Этот образ передает глубину и святость страдания той, чья плоть и кровь становится жертвой без вины и без сострадания.

Здесь вы не найдёте привычный нам портрет родителя: тёплый, счастливый, уютный. В «Реквиеме» образ матери — это страдания, боль, невыносимое ожидание и тоска. Свою поэму Ахматова посвятила всем женщинам, которые находились на грани безумия от истощения как физического, так и духовного. «Реквием» — история не только о суровой жизни тех времён, но и о том, что человеческую душу убить невозможно, даже если отнять у нее самое дорогое. Превозмогая одиночество и страх за судьбу сына, Анна Андреевна написала горькую правду о становлении советского режима на костях, не приукрашивая и не замалчивая детали. Это подвиг самоотречения матери ради будущего тех семей, чья судьба разбилась тогда.

Читать еще:  Почему женатые мужчины изменяют женам но не уходят

Образ матери в поэме Реквием Ахматовой сочинение

Произведение «Реквием» является автобиографией, автором которой является Анна Ахматова. Действие происходит во время сталинской репрессии, во время которой пострадала, так же и ее семья. Ее первый муж пострадал, в это время потому как находился на «вражеской стороне». А после ее сын, был арестован, причиной послужило его родственная связь с отцом. В те времена, это была трагедия, которое пережило и испытало на себе, все общество.

В главной героини произведения, каждая женщина может увидеть свое отражение и понять насколько глубоко была нанесена рана, от репрессии. Писательница, с самого начала показывает в своих строках, насколько женщины того времени были обобщены. Для этого она использует в своих строках местоимение, «мы», объединяющее всех женщин. Те времена очень ослабили как физически, так и морально матерей. Однако они не потеряли силу духа, они продолжают верить в свои силы, наоборот они продолжали, долгое время стоять возле тюремных ворот, с одой единственной надеждой, на то, что их родных, наконец, отпустят и они смогут воссоединиться.

В каждом слове повести, можно прочувствовать всю скорбь и тяжесть ноши, которую ощущали женщины, матери, дочери, сестры. Точно также и сама Анна Ахматова ощутила на себе всю боль и невыносимость того времени, она потеряла мужа и у нее забрали сына. И это горе произошло не только с ней, ведь каждая женщина, прожившая те ужасные дни, могла рассказать, какого же было, без защитника и кормильца в семье, ведь не каждый арестованный человек, был преступником. За решетку попадали также, могли попасть и родственники осужденных, без всяких на то причин. Именно поэтому поэтесса и потеряла своего сына, который не был ни в чем виноват.

Множество семей было уничтожено в то жестокое время. Чувства несчастной женщины на протяжении всего произведения не могут остановиться на одном. С начала она несчастна, у нее большое горе, боль, страдание, на смену которым приходит, отчаяние, бессилие, одиночество и окончательная потеря сил, и надежды. Главная героиня, не может найти утешения своему горю, ведь она, прежде всего мать и ее разлучили с единственным сыном, она потеряна и не знает, как поступить и что делать. Но сила духа, все же дает ей надежду на спокойное будущее, она обретает покой. У нее, получается, пройти через все страшные испытания, которые пали на ее жизнь. Она находит долгожданное утешение.

Образ матери в поэме Реквием Ахматовой

Несколько интересных сочинений

Мужчина является донским казаком, служащим в должности офицера. Осенью 1917 года судьба сводит его с главным героем Григорием, они становятся сослуживцами и служат в одном полку.

Книга «Отцы и дети» была написана в 1861 году во времена конфликта между дворянами и крепостными бедняками. Данный конфликт Тургенев выразил в своем романе. Главным героем книги является Евгений Базаров.

Одной из важнейшей составляющих произведений является его название. И это не случайно, так как заголовок позволяет правильно осмыслить тему, идею автора, раскрыть образы героев.

Нужно описать картины весны. Вообще-то, мне лично было бы легче нарисовать красками, чем словами! Но постараюсь, ведь весна – мое любимое время года. Сначала ждёшь весну эту, ждёшь.

Читать еще:  Как можно целоваться с парнем

«Женские образы в поэме А. Ахматовой «Реквием»»

Имя Анны Аматовой в читательском представлении ассоциируется с любовной лирикой. И действительно, большинство ее стихотворений, особенно раннего периода, связаны с этим прекрасным чувством. Лирическая героиня ахматовских произведений — любящая, страдающая, живая женщина:

Сжала руки под темной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

— Оттого, что я тер… Печалью

Напоила его до пьяна…

Но, говоря о творчестве этой поэтессы, нельзя ограничиваться только любовной лирикой. В ее стихах звучит выражение гражданской позиции:

Нет и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, —

Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Судьба А. Ахматовой была нелегкой. Много испытаний выпало на ее долю, но они не смогли сломить ее. Итогом пережитого ужаса стала поэма «Реквием». Ахматова показала через восприятие одного лирического героя трагедию всей страны, целого поколения:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных «Марусь»…

Стихотворения, вошедшие в поэму, написаны в разные годы — с 1935 по 1940. Как любое произведение искусства, «Реквием» имеет свою, весьма трагическую, историю. С началом сталинских репрессий были арестованы второй муж Ахматовой и сын. Поэтому «Реквием» может считаться отчасти описанием страданий Анны Андреевны — матери и жены. Отчасти — потому, что Ахматова — слишком талантливый поэт, чтобы ограничиться собственной судьбой. Она оплакивает всех невинных жертв, она вместе со многими тысячами матерей, прошедшими через ужас тоталитаризма.

Напечатана поэма была в 1957 года, но и тогда она читалась только в определенных кругах и не была доступна массовому читателю. В этом же году Ахматова написала небольшое прозаическое вступление «Вместо предисловия». В нем поэтесса рассказала об одной встрече в тюремной очереди. Женщина с «синими губами» попросила ее описать все происходящее. Таким образом, «реквием» можно считать и данью памяти, и выполнением клятвы, и отражением собственных переживаний.

«Реквием» — поэма сложная, в ней нет, на первый взгляд, целостности, нет единого героя, общей сюжетной линии. Она вся словно собрана из осколков зеркала, в каждом из которых — новая героиня, новая судьба. И женщина из стихотворений то сливается с личностью автора, то противопоставляет себя другим, то объединяет свою судьбу с судьбами многих. Но всегда, в любом случае, героиня «Реквиема» — женщина, мать и жена.

Уже в первом стихотворении «Уводили тебя на рассвете.» картине придано широкое обобщение. Здесь нет личных мотивов, лирическая героиня сравнивает себя со «стрелецкими женами», воющими «под кремлевскими башнями». Смысл понятен: пролитую кровь нельзя оправдать ничем.

Личная тема появляется в 3,4,5 стихах. Это и очень точные временные детали («17 месяцев кричу»), и ласковое обращение («на тебя, сынок, в тюрьме ночи белые глядели»), это и характеристика самой лирической героини — «царскосельской веселой грешницы». Но за матерью и сыном встают тысячи подобных жертв, поэтому она стоит, «трехсотая с передачею», в тюремной очереди.

Образ матери становится сквозным и главным в поэме. Ахматова, рассказывая о своей судьбе, о своих страданиях, подразумевает общий характер такой судьбы:

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Более того, название поэмы (реквием — заупокойная служба в католической церкви), христианская символика позволяют сопоставить этот образ с образом Богородицы. Именно эта мысль прямо высказывается в десятом стихотворении поэмы:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Слишком велико страдание матери, теряющей всего ребенка. Ничто не может сравниться с этим горем.

Читать еще:  Как быстро влюбить мужчину в себя

Таким образом, Ахматова выходит за рамки выражения личных переживаний. Поэма многоголосна, в ней сливаются голоса тех женщин, которые стояли в бесконечных тюремных очередях в ожидании «каменного слова», с робкой надеждой на чудо. И поэтесса не может, не вправе забыть это. Она обязана донести весь ужас тех дней до потомков. «Реквием» стал криком измученной души, сотни душ. Никогда не забудется подобное:

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что, красивой тряхнув головой,

Сказала: «Сюда прихожу, как домой!»

«Ревкием» — гениальный сплав судьбы страны и судьбы самой Ахматовой. И мы благодарны этой великой женщине, создавшей поэтическую летопись эпохи.

Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»

Время сталинских репрессий не обошло стороной и Анну Ахматову. Поэтесса лишилась не только мужа, но и сына. Николая Гумилева казнили, а Лев Гумилев попал в тюрьму. В поэме Реквием Анна Ахматова передает всю свою боль, которая перерастает болью за весь народ. Поэтесса акцентирует на том, что это трагедия для всего народа. После первого ареста сына освободили, Анна Ахматова написала письмо в 1939 году, но это повторилось снова.

В начале произведения актуализируется обобщенный образ матери, история лирической героини становится историей многих женщин. Она использует местоимение мы, чтобы акцентировать внимание на том, что это общая проблема, общая боль, и этот вопрос должен решатся общими усилиями. Личную потерю Ахматова воспринимает как общее горе. Она видела женщин, которые стояли в холод и зной перед воротами тюрьмы, полные скорби и любви. Боль матери настолько безгранична, что ее не в силах выдержать никто. Лучше умереть, чем переживать такое горе.

Лирическая героиня переживает разные чувства, это и борьба и непонимание и усталость, бессилие и одиночество, безумие. Без сына жизнь матери потеряла всякий смысл. Но она готова пройти все круги ада, проявить все свое мужество.

Автор проводит параллели между судьбой лирической героини и Богоматери, в лирический сюжет органически вплетается раздел, в котором рассказывается о смертной казни Христа.

В 10 части поэмы Распятие Ахматова описывает, как Богоматерь сопровождала Иисуса на Голгофу и на протяжении всей его дороги. Образ Богоматери является святым, он передает всю глубину страдания.

Ахматова написала поэму для тех, кто страдает от невыносимой боли, их сопровождает тоска и невыносимость ожидания. Она пребывает в состоянии угнетения, истощена физически и духовно. Самое худшее то, что ничего нельзя исправить, ведь тоталитарный режим уничтожает все самое лучшее, что было создано.

Автор хочет сказать нам о том, что убить человеческую душу невозможно, даже если забрать самое дорогое. Ахматова рассказывает правду о советском режиме, не умалчивая о деталях.

В эпилоге поэмы автор акцентирует внимание на обобщенном образе матери. Каждая из них имеет свои жизненные принципы, они разные по силе воли, но их соединило совместное горе, у них одна судьба.

Ахматова персонифицирует образ народа в образах матери и сына, разрыв между ними приводит к нарушению основ гармонии. Материнскую боль нельзя сравнить ни с чем иным, она безгранична. При этом помочь детям фактически невозможно, только духовно поддерживать их каждый день молиться за каждого.

Произведение Анны Ахматовой вышло в печать на Родине только в 1988 году, после смерти автора прошло уже много лет. Реквием на протяжении этого времени жил только в сердцах народа и в памяти тех, кому это было важно и дорого. Основная идея поэмы: правда о смертной эпохе и живой человеческой душе, которую нельзя убить. Ахматова поднимает очень актуальные вопросы, в которых можно найти ответы и на вопросы современности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector